События

Маршал авиации Константинов: 100 лет со дня рождения

Выдающийся военачальник всю жизнь посвятил служению Родине

12 июня исполняется 100 лет со дня рождения выдающегося советского военачальника, Героя Советского Союза маршала авиации Анатолия Устиновича Константинова — человека, который внес огромный вклад в создание и становление в нашей стране Войск противовоздушной обороны (ПВО). Маршал Константинов ушел из жизни в 2006-м. Он уже не застал тех многочисленных реформ — слияний и разделений структур ПВО, что были после. Но, как говорят ветераны ПВО, основы и принципы, заложенные при нем, до сих пор остаются крепкой базой для успешного решения противовоздушными войсками страны новых реальных боевых задач в ходе специальной военной операции.

Маршал авиации Константинов был освобожден от должности командующего Московским округом ПВО буквально за несколько дней до того, как 28 мая 1987 года спортивный легкомоторный самолет Cessna-172R, пилотируемый гражданином ФРГ Маттиасом Рустом, сел на Красной площади в Москве.

Формально маршал уже не был причастен к этому международному скандалу — округом ПВО Анатолий Константинов на тот момент не командовал. Однако были те, кто с высоких трибун обвинял его в том, что подобное стало возможным именно из-за недостатков, допущенных в период его командования этим объединением.

Только время расставило все по своим местам, определив виновных и очистив от шелухи злословия имена выдающихся советских военачальников, среди которых имя маршала авиации Анатолия Константинова.

Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения, что посадка Руста на Красной площади была заранее спланированной и хорошо подготовленной акцией западных спецслужб, а возможно, и представителей бывшего руководства СССР. После этого из армии уволили порядка 300 высших офицеров. Ряд из них получил реальные тюремные сроки. По кадровому составу советских Вооруженных сил был нанесен мощнейший удар. Американские военные спецы с удовольствием отмечали, что такой чистки армия СССР не знала с 1937 года.

Теперь уже известно, что командование и офицеры Войск ПВО стали тогда заложниками политических решений об ограничении применения оружия дежурными силами ПВО, а также планов представителей высшего военного и политического руководства страны, замысливших в середине 70-х годов очередную реформу ПВО. Эти планы предусматривали организационные мероприятия, которые неизбежно вели к разрушению отработанной системы управления Войсками ПВО страны, уклада их жизни, деятельности и снижению боеспособности в целом.

Такому реформированию активно сопротивлялись и маршал Константинов, и главнокомандующий Войсками ПВО страны маршал Советского Союза Батицкий. Он не раз пытался донести свою позицию до генсека Брежнева, но к тому времени тяжело больному политику было уже не до ПВО. В результате летом 1978 года значительная часть Войск ПВО страны перешла в состав ряда военных округов. То есть фактически к административно-хозяйственным структурам, какими на практике являлись в мирное время округа, отдавались в подчинение полнокровные боевые дивизии и корпуса ПВО.

При этом одновременно расформировывались укомплектованные опытными кадрами штабы приграничных армий ПВО с их развитой инфраструктурой. Все это происходило в обстановке бесконечной суеты, неразберихи, что разрушало стройную систему управления, создаваемую в этих войсках десятилетиями.

Не имея возможностей противостоять таким решениям, маршал Батицкий, главком Войск ПВО страны, в июле 1978 года подал рапорт об отставке. Его просьбу поспешно удовлетворили. Для Анатолия Константинова, на тот момент командующего Бакинским округом ПВО, его уход стал серьезным ударом, так как он считал маршала своим учителем и наставником.

В конце концов, через несколько лет все пришлось возвращать в исходное состояние, но ущерб, нанесенный «реформаторами» Войскам ПВО страны, полностью восстановить оказалось уже невозможно.

К тому же после того, как в 1 сентября 1983 года в воздушном пространстве СССР наша ПВО сбила южнокорейский пассажирский Boeing-747 и Россию объявили «империей зла», приказом министра обороны СССР было запрещено открывать огонь на поражение по пассажирским, транспортным и легкомоторным самолетам. Их можно было теперь только принуждать к посадке. Что, собственно, и делали впоследствии силы ПВО, когда вели самолет Руста от границы. Они то обнаруживали его, то теряли, то вновь брали на сопровождение. Весь маршрут Cessna-172R частями Войск ПВО отслеживался, но приказа на уничтожение нарушителя воздушного пространства страны им никто так и не дал.

Офицеры округа впоследствии говорили, что генерал Сергей Мельников, который в тот день дежурил на Центральном командном пункте ПВО, рассказывал, что якобы бывший председатель КГБ Владимир Крючков в доверительной форме сообщил ему, что «лично готовил эту операцию по указанию Горбачева», для которого это стало прекрасным поводом избавиться от представителей высшего военного командования, открыто не поддерживавших его «перестройку».

В Московском округе ПВО многие из офицеров тогда предполагали, что маршал авиации Константинов не просто так за несколько дней до прилета Руста на Красную площадь был уволен с должности командующего Московским округом ПВО. Сразу же после этого окружная автоматизированная система обнаружения целей была отключена для проведения профилактических работ. В результате слежение за самолетом-нарушителем пришлось производить в ручном режиме и координировать все действия по телефону.

Сам Константинов, впоследствии оценивая те события, в своих воспоминаниях писал так: «Тем не менее нам удалось много сделать для того, чтобы Москва была надежно прикрыта с воздуха. В 1987 году я передал округ ПВО со спокойной совестью, зная, что он в боеготовом состоянии. То, что произошло дальше, оценивать другим, но я имею по этому поводу свое мнение. В первую очередь нельзя бездумно сокращать войска противовоздушной обороны и ВВС. Москва должна была быть прикрыта так, как это сделали мы. Иначе зачем тогда мы служили?»

Путь в небо

А служил своей стране Константинов всегда. С самого детства до старости. Родился он в Москве, в семье рабочего. Сам про себя говорил, что где бы потом ни жил, всегда мысленно возвращался к родным московским пенатам.

Толик Константинов — вратарь первой детской команды «Металлург» — вместе с такими же пацанами летом часто бегал босиком на столичный стадион «Динамо». Прорывался через заслоны конной милиции, чтобы посмотреть футбольный матч. Футбол был его детской мечтой. А когда Толю пригласили играть в команду мастеров — знаменитую ЦДКА (Центральный дом Красной армии), где потом играл известный футболист Константин Бесков, он решил: все, дальнейшая судьба предрешена — футбол и только футбол!

Но однажды — это было в 1938 году — в школу №398, где он учился, пришли инструкторы из Бауманского аэроклуба. Они так увлеченно и ярко рассказывали про авиацию, прославленных летчиков: Ляпидевского, Нестерова, Чкалова, Громова… Азартный Толик решил сходить в аэроклуб, чтобы просто посмотреть на самолеты, а если получится, то попробовать на них полетать. Позже он вспоминал: «Пришел и сразу заболел небом».

Путь в небо оказался не таким уж простым. В книге «Ветераны округа вспоминают», вышедшей в 2005 году к 50-летию ПВО Москвы, маршал авиации Константинов пишет: «Теоретические занятия в аэроклубе называли «теркой»: изучали аэродинамику, двигательную установку, метеорологию, и я даже не представлял, насколько все это мне пригодится в дальнейшем».

А в дальнейшем была Тбилисская авиационная школа, где готовили будущих летчиков-истребителей. Сначала, правда, курсанту Константинову пришлось осваивать И-16 — советский одномоторный поршневой истребитель-моноплан 30-х годов, созданный в ОКБ Поликарпова. У летчиков самолет получил прозвище «ишачок».

В то время И-16 был самым любимым и популярным самолетом в СССР. Его снимали в кино, где он крутил немыслимые фигуры пилотажа, поражая воображение зрителя. Фото этого самолета были в журналах и на плакатах рядом с изображением вождей могучего советского государства.

Прежде чем получить «зачет» за освоение «ишачка», Анатолию Константинову пришлось выполнить 83 полета на учебно-тренировочных самолетах. Только после этого ему доверили осваивать настоящую боевую машину.

В 1941-м стало ясно, что «ишачкам» Поликарпова сложно противостоять в небе немецким «мессершмиттам». Война застала летчика Константинова в 8-м запасном истребительном авиаполку под Саратовом, где он осваивал новый истребитель Як-1. Начиная с сентября 1941-го, совсем еще молодому старшему сержанту Константинову поручают переучивать на этот самолет летчиков, прибывавших с фронта.

Занимаясь их подготовкой, он и сам все время рвется на фронт. В 1942-м на переучивание прибывает потрепанный в боях 2-й истребительный авиационный полк. Летчиков пересаживают на новую технику и снова готовят к отправке на фронт. Когда в августе пришел приказ о переброске полка в район Сталинградской битвы, старший сержант Константинов все-таки упросил командира полка взять его с собой. Так будущий маршал авиации оказался в самой гуще военных событий.

От Сталинграда до Австрии

Боевые вылеты летчика Константинова были в основном связаны с сопровождением штурмовиков Ил-2, наносивших удары по позициям немцев. За то, что молодой летчик умело отбивал атаки истребителей противника, он пользовался большим уважением у экипажей «летающих танков».

Об этих днях Анатолий Константинов вспоминал так: «Когда я смотрю фильм «В бой идут одни «старики», всегда вспоминаю то время. Перед нами стояла задача сопровождать штурмовики Ил-2, но самолетов (прикрытия) было недостаточно. На одну эскадрилью выделялось не более четырех истребителей, поэтому нас, «зеленых», на боевые задания не брали. «Ваше дело, — говорил Герой Советского Союза, командир эскадрильи Леонов, — отрабатывать тактику прикрытия «горбатых» («илов»), знать тех, кого сопровождаем, по голосам». И мы, помню, познакомились со многими, в том числе с Георгием Береговым, впоследствии космонавтом, Леонидом Бедой и другими, многие из которых стали Героями Советского Союза. Нас скрепила боевая дружба, многих мы действительно узнавали по голосам. Мы спасали их, а они нас».

Война учила и испытывала молодого летчика на прочность. Он несколько раз был ранен. В первый раз во время своего 19-го боевого вылета. Это было под Сталинградом. Во время атаки «мессера» немецкий ас из пулемета пробил ему радиатор машины, повредил крыло и ранил в левую руку. Летчик Константинов увидел, как за самолетом потянулся густой шлейф дыма. Несмотря на это, машину он все-таки решил сажать. На другом берегу Волги было широкое поле, куда потянул самолет, чтобы сесть. Пока перелетал реку, его самолет прикрывали штурмовики, не давая немцу его атаковать.

В медсанбате из летного комбинезона Константинова достали больше 40 осколков. Один из них он долго потом носил с собой как талисман. На долгую память. Чтобы никогда не забывать, чему его учили командиры: уметь вращать головой на 360 градусов.

Анатолий Устинович всегда помнил своих боевых товарищей, понимая, что многим из них обязан жизнью. Он рассказывал: «Помню, однажды на нашу группу навалилось сразу несколько групп «мессеров». Неожиданно я услышал спокойный голос Дзюбы: «Толя, видишь слева фрица? Атакуй его, я тебя прикрою». Так я сбил свой первый самолет и вскоре получил первый орден Красной Звезды».

Потом были другие бои и другие награды. Начав свой боевой путь командиром звена под Сталинградом, он продолжил его заместителем командира, командиром эскадрильи в составе 85-го гвардейского истребительного авиационного полка 6-й гвардейской истребительной авиационной дивизии, 8-й, затем 5-й воздушных армий. Воевал на Южном, 1-м, 2-м и 4-м Украинских фронтах. Был участником Крымской наступательной операции. Освобождал Польшу, Румынию, Чехословакию, Венгрию, Австрию.

В конце войны о молодом летчике Анатолии Константинове даже писала газета «Правда». В статье говорилось, как в районе польского города Сандомира восемь истребителей во главе с самолетом Константинова вели бой с 20 истребителями противника. В результате было сбито сразу четыре немецких самолета. А на следующий день в бою летчик Константинов уже лично уничтожил три вражеских истребителя. При этом, как отмечала «Правда», с нашей стороны не было потеряно ни одного самолета.

Всего за годы войны Анатолий Константинов совершил 327 боевых вылетов, провел 107 воздушных боев, лично сбил 23 самолета противника. В мае 1946 года гвардии капитану Константинову было присвоено звание Героя Советского Союза. Ему в то время было всего 23 года.

На страже Закавказья

После войны Анатолий Константинов продолжил службу в должности командира авиационной эскадрильи, вскоре стал заместителем командира полка, а в ноябре 1952 года возглавил авиаполк.

Он быстро рос по службе, которой отдавался полностью. В феврале 1956 года Константинов — замкомандира, а с марта 1957 года командир истребительной авиационной дивизии. Через год он командир дивизии ПВО, еще через два года командир корпуса ПВО. И это притом, что не имел высшего образования.

Константинов вспоминал: «Учиться у старших, использовать фронтовой опыт — основное правило, которым мы руководствовались. Однако уже после войны приходилось встречаться с молодыми людьми, которые критически относились к этому, возможно, потому что считали себя образованнее, компетентнее».

Анатолий Устинович понимал: чтобы руководить молодыми офицерами, которые после военных вузов в начале 60-х стали приходить в армию, требуется не только фронтовой опыт, нужен другой уровень знаний. Но где было их взять лейтенантам военной поры? А в 60-х в войска стала поступать новая современная техника. Чтобы ее изучить, освоить, требовалось либо снова садиться за парту, либо уступать дорогу более молодым.

Значит — уходить? Но как, если тебе самому нет еще и сорока, а знаешь и повидал уже столько, что на несколько жизней хватит?

Один из сослуживцев Константинова рассказал, как однажды наблюдал его на учениях, где отрабатывалось отражение воздушного налета противника.

— В учебном полете у одного нашего истребителя отказал двигатель, — вспоминает офицер. — Летчик катапультировался. На командном пункте полка и соединения сразу затрещали телефоны, офицеры повскакивали с мест, вызвали спасателей, все другие задачи сразу отошли на задний план. Вдруг по громкой связи раздался голос командира: всем немедленно занять свои места, продолжить выполнение боевой задачи! Уничтожить мишени! Мы сразу как-то пришли в себя. Собрались. Задача была выполнена — все мишени сбиты. И летчик, кстати, не пострадал, его подобрал вертолет.

Кстати, вплоть до 1962 года Анатолий Устинович не только командовал и руководил полетами, но и сам летал на реактивных истребителях МиГ-15 и МиГ-19, Як-25 и Як-28. Потом, в 1962 году, по личному ходатайству министра обороны СССР Маршала Советского Союза Родиона Малиновского Анатолий Константинов был принят в Военную академию Генерального штаба. Через два года успешно ее окончив, продолжил службу в Войсках ПВО страны, которые тогда проходили этап становления в качестве нового вида Вооруженных сил СССР.

МиГ-19.

За время служба командовал нескольким округами ПВО, включая Бакинский, Дальневосточный и Московский, прикрывающий столицу и Центральный экономический район страны.

«В те годы, — писал Константинов в своих воспоминаниях, — решались многие важные задачи, шло совершенствование группировки войск, старая техника заменялась на новую. Нас учили, и мы учили. И я был благодарен за это в первую очередь Маршалу Советского Союза Павлу Батицкому. Приходилось слышать, что он часто был груб и несправедлив. Это не так. Павел Федорович часто прислушивался к моему мнению, надеялся на мой большой фронтовой опыт. Назначил меня командующим Бакинским округом ПВО, когда ни авиация, ни зенитные ракетные войска не смогли предотвратить угон самолета Ан-2 в Турцию летом 1973 года».

Новому командующему тогда пришлось заниматься не только боевой подготовкой и обучением войск, но и налаживать микроклимат, а то и просто восстанавливать уверенность руководящего командного состава в своих силах и возможностях. Как вспоминают его сослуживцы, общий язык с людьми Анатолий Устинович всегда находил. Он умел правильно выстраивать взаимоотношения «командир — подчиненный», давал возможность человеку поверить в себя. Под его началом выросло много толковых и перспективных командиров ПВО.

Очень скоро Бакинский округ ПВО под командованием Константинова стал одним из лучших объединений в войсках ПВО страны. И когда осенью и зимой сначала иранский, а затем два турецких истребителя нарушили воздушное пространство страны, силами ПВО округа они сразу же были сбиты.

Подчиненные Константинова рассказывают, что после этих событий маршал Батицкий как-то позвонил их командиру и то ли в шутку, то ли всерьез сказал, что турецкая сторона требует от нашего МИДа серьезно наказать командира, который давал команду на уничтожение их истребителей. Обращаясь к Константинову, Батицкий спросил:

— Что будем делать, Анатолий Устинович?

Тот сразу ответил:

— Бдительно охранять границу.

— Правильно, — сказал маршал Батицкий и повесил трубку.

Московский округ ПВО

Бдительно охранять маршалу авиации Константинову пришлось не только границу, но и сердце страны, ее столицу, и весь Центральный экономический район. В должности командующего Московским округом ПВО он прослужил с апреля 1980-го по май 1987-го. Это особая страница его биографии.

Это было время, когда для ПВО создавались самая совершенная техника и вооружение. Все это сначала появлялось в Московском округе ПВО, где испытывалось, осваивалось и совершенствовалось. Здесь была создана трехэшелонная, всевысотная автоматизированная система ПВО, когда информация о воздушных целях передавалась «из рук в руки» от одного эшелона к другому.

Первый эшелон — войска стран Варшавского Договора, второй –— силы и средства ПВО, дислоцированные на территориях союзных республик, третий эшелон — сам Московский округ ПВО. При этом зона поражения целей дивизионами зенитных ракетных войск по каждому эшелону имела 15-процентное перекрытие.

В столичный округ сразу поступало не только самое современное оружие, внедрялись и модернизировались новые автоматизированные системы управления войсками, но и отбирались лучшие кадры.

По словам офицеров округа, под руководством маршала авиации Константинова главное внимание в подготовке войск всегда уделялось отработке способов эффективного применения оружия, особенно новых образцов боевой техники по уничтожению перспективных средств воздушного нападения противника.

По сути дела, Московский округ ПВО представлял собой единый автоматизированный организационно-технический комплекс, находящийся в постоянной боевой готовности и непрерывно совершенствующийся.

Подбору кадров для округа всегда уделялось повышенное внимание. Хотя, как отмечал маршал авиации Константинов, с приходом во власть таких людей, как Горбачев и Ельцин, многое в кадровой политике изменилось. Он, к примеру, вспоминал, что когда в 1970-м году его назначали командующим Хабаровской армией ПВО, то предварительный разговор с Генеральным секретарем ЦК КПСС Брежневым у него продолжался в течение 40 минут. В течение семи лет командования главным округом ПВО страны с Горбачевым такого разговора у маршала Константинова не было ни разу.

При этом маршал Константинов сам огромное внимание уделял кадровой политике. Он на небывалую высоту поднял работу военного совета округа, где систематически рассматривались вопросы подготовки и подбора кадров. Кандидатуры командиров полков, дивизий, корпусов выше утверждались только там. Присвоение генеральских званий тоже.

Маршал вспоминал: «Мы повысили требовательность к руководящему составу всех степеней. Конечно, мне нелегко было бы решать все задачи без генералов Горькова, Виноградова, Хатылева, Маркова, Красковского и других. Пусть история рассудит, но всегда интересовался состоянием боеготовности член военного совета Виктор Гришин. Бориса Ельцина (он возглавлял одно время Московский горком КПСС. — «АС») я видел на заседании только один раз».

После того, как маршал Константинов ушел с должности командующего Московским округом ПВО, он вплоть до 1992 года выполнял обязанности военного инспектора, советника Группы генеральных инспекторов Министерства обороны. Стал инициатором создания Совета ветеранов Московского округа ПВО и был до 22 октября 2006 года — до дня своей смерти бессменным его председателем.

В 2011 году по инициативе ветеранов Войск ПВО маршалу авиации Константинову в Москве на доме №4 во 2-м Полевом переулке, где он жил, была установлена памятная мемориальная доска.